Группа № 7 « Пчелка» МБДОУ «Детского сада № 5», город Муром
Психологические особенности детей 4-6 летБурный период "кризиса 3 лет" перетекает в спокойный и очень интересный возраст 4-6 лет. Какие основные моменты этого периода? Пятилетки – «почемучки» - дети часто задают взрослым этот вопрос, так как интересно все, что происходит вокруг, и они пытаются установить причинно-следственные связи явлений. В этом возрасте дети часто «разговаривают сами с собой, бормочут» - формируется эгоцентрическая речь – ребенок передает информацию со своей точки зрения. Дети в этом возрасте уравновешены и выносливы, как правило, жизнерадостны. Преобладают 2 вида игры – бытовая и воображаемая. В бытовой игре («в магазин», «в доктора», «в дочки-матери») ребенок воспроизводит свой опыт, активизирует память. В воображаемой игре («в принцессу», «в принца и принцессу») развивается творчество. У детей формируются нравственные ценности в результате реального примера поведения родителей и в процессе чтения сказок. В данном возрасте проявляется интерес к буквам и цифрам - дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха, то есть способность человека слышать отдельные фонемы (звуки в слове). Желательно: · отвечать на все детские «почему», кратко, без научных объяснений. · водить детей в разные места, расширяя границы их представления об окружающем мире («поход на почту, на вокзал, в банк»). · разрешать ребенку «бормотать», так как благодаря эгоцентрической речи дети учатся организовывать и спланировать свою деятельность. · наблюдать за ребенком – отсутствие жизнерадостности и наличие большей частью подавленного, сниженного или агрессивного, истеричного поведения говорит о недостатках воспитания. Взрослым необходимо мягко и неагрессивно корректировать это, так как наличие таких проявлений к этому возрасту оформляется в устойчивые неприятные черты характера. · разрешать, поощрять и принимать участие в играх детей, так как игра для ребенка – это способ познания окружающего мира и себя в нем. · читать ребенку сказки и разбирать на примере героев понятия о добре и зле, дружбе и одиночестве, об умении отдавать другим или жить для себя. «Психологические особенности детей с недоразвитием речи» За последние 15-20 лет резко увеличилось число дошкольников, которым нужна помощь логопеда, психолога, дефектолога и других специалистов. В дальнейшем, эти дети не справляются с освоением программы начальной школы. Поэтому, мы хотим предложить вам, уважаемые родители, не тратить время напрасно, а включиться в работу, поддержать ваших детей и воспитателей. Родителям и педагогам нужно идти рука об руку, для того, чтобы осуществить поставленные годовые задачи . Поскольку речь представляет собой сложно организованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии, и ее нарушение, как правило, являются признаком изменений состояния ЦНС. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом, т. е. память, мышление, внимание, восприятие, воображение. У многих из них выявляются нарушения равновесия, координации движений, малоразвита общая и мелкая моторика. Дети с речевыми нарушениями быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, т. е. быстро устают, причем утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление может сказываться на общем поведении ребенка. Дети характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, т. е. не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами. Часто они эмоционально неустойчивы, т.е. быстро меняется настроение. Могут возникать расстройства настроения с проявлением агрессии или беспокойства, тревоги. Значительно реже наблюдается заторможенность или вялость. Таким детям трудно сохранить усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности. Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем - работоспособность резко меняется. Все это свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами. Каждый ребенок имеет огромный потенциал, наша задача - раскрыть резервы ребенка на каждой стадии формирования и не упустить время, развить личностные особенности ребенка – дошкольника. Именно в этот период важно: 1. поддерживать инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности, 2. создавать эмоционально комфортную обстановку в семье, 3. развивать коммуникативные и творческие способности, 4. развивать способность к произвольному поведению и к волевым усилиям, 5. развивать любознательность и интерес к окружающему, 6. принимать ребенка спокойно и терпеливо, любить таким, какой он есть 7. показывать положительный пример на личном опыте и включаться в работу. В этом случае – ребенок будет готов не только к школе, но и к дальнейшей жизни. Хочу напомнить известную метафору: «Ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло!» Вот так и дети нуждаются в заботе, создании условий для их развития.
16 сентября 2021 в 15:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.