Группа № 7 « Пчелка» МБДОУ «Детского сада № 5», город Муром

Психологические особенности детей 4-6 лет

Бурный период "кризиса 3 лет" перетекает в спокойный и очень интересный возраст 4-6 лет. Какие основные моменты этого периода?

Пятилетки – «почемучки» - дети часто задают взрослым этот вопрос, так как интересно все, что происходит вокруг, и они пытаются установить причинно-следственные связи явлений.

В этом возрасте дети часто «разговаривают сами с собой, бормочут» - формируется эгоцентрическая речь – ребенок передает информацию со своей точки зрения.

Дети в этом возрасте уравновешены и выносливы, как правило, жизнерадостны.

Преобладают 2 вида игры – бытовая и воображаемая. В бытовой игре («в магазин», «в доктора», «в дочки-матери») ребенок воспроизводит свой опыт, активизирует память. В воображаемой игре («в принцессу», «в принца и принцессу») развивается творчество.

У детей формируются нравственные ценности в результате реального примера поведения родителей и в процессе чтения сказок.

В данном возрасте проявляется интерес к буквам и цифрам - дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха, то есть способность человека слышать отдельные фонемы (звуки в слове).

Желательно:

· отвечать на все детские «почему», кратко, без научных объяснений.

· водить детей в разные  места, расширяя границы их представления об окружающем мире («поход на почту, на вокзал, в банк»).

· разрешать ребенку «бормотать», так как благодаря эгоцентрической речи дети учатся организовывать и спланировать свою деятельность.

· наблюдать за ребенком – отсутствие жизнерадостности и наличие большей частью подавленного, сниженного или агрессивного, истеричного поведения говорит о недостатках воспитания. Взрослым необходимо мягко и неагрессивно корректировать это, так как наличие таких проявлений к этому возрасту оформляется в устойчивые неприятные черты характера.

· разрешать, поощрять и принимать участие в играх детей, так как игра для ребенка – это способ познания окружающего мира и себя в нем.

· читать ребенку сказки и разбирать на примере героев понятия о добре и зле, дружбе и одиночестве, об умении отдавать другим или жить для себя.

«Психологические особенности детей с недоразвитием речи»

 За последние 15-20 лет резко увеличилось число дошкольников, которым нужна помощь логопеда, психолога, дефектолога и других специалистов. В дальнейшем, эти дети не справляются с освоением программы начальной школы.

Поэтому, мы хотим предложить вам, уважаемые родители, не тратить время напрасно, а включиться в работу, поддержать ваших детей и воспитателей. Родителям и педагогам нужно идти рука об руку, для того, чтобы осуществить поставленные годовые задачи .

Поскольку речь представляет собой сложно организованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии, и ее нарушение, как правило, являются признаком изменений состояния ЦНС.

Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом, т. е. память, мышление, внимание, восприятие, воображение.

У многих из них выявляются нарушения равновесия, координации движений, малоразвита общая и мелкая моторика.

Дети с речевыми нарушениями быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности, т. е. быстро устают, причем утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление может сказываться на общем поведении ребенка.

Дети характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, т. е. не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами.

Часто они эмоционально неустойчивы, т.е. быстро меняется настроение. Могут возникать расстройства настроения с проявлением агрессии или беспокойства, тревоги.

Значительно реже наблюдается заторможенность или вялость.

Таким детям трудно сохранить усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении всего занятия. Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля собственной деятельности, нарушение познавательной деятельности.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем - работоспособность резко меняется.

Все это свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

Каждый ребенок имеет огромный потенциал, наша задача - раскрыть резервы ребенка на каждой стадии формирования и не упустить время, развить личностные особенности ребенка – дошкольника.

Именно в этот период важно:

1. поддерживать инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности,

2. создавать эмоционально комфортную обстановку в семье,

3. развивать коммуникативные и творческие способности,

4. развивать способность к произвольному поведению и к волевым усилиям,

5. развивать любознательность и интерес к окружающему,

6. принимать ребенка спокойно и терпеливо, любить таким, какой он есть

7. показывать положительный пример на личном опыте и включаться в работу.

В этом случае – ребенок будет готов не только к школе, но и к дальнейшей жизни.

Хочу напомнить известную метафору: «Ухаживая за растением, садовник поливает его, удобряет, рыхлит почву вокруг, но не тянет за верхушку, чтобы оно поскорее выросло!»

Вот так и дети нуждаются в заботе, создании условий для их развития.


16 сентября 2021 в 15:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.