Группа № 7 « Пчелка» МБДОУ «Детского сада № 5», город Муром

Развитие речи и подготовка к обучению в школе.

На шестом году жизни ребенок начинает в большей степени, чем это было раньше, управлять своим поведением. Он становится внимательным и работоспособным. С ним можно проводить каждый день по 2-3 занятия длительностью 25-30 минут. Малыш, не отвлекаясь, слушает задание взрослого, задает вопросы, выполняет многие задания самостоятельно, возникает интерес к выполнению сложных заданий. Ребенка интересуют не только свойства и качества разных предметов, он пытается устанавливать зависимости явлений природы, высказывает свои умозаключения.

 В общении с другими людьми (взрослыми, сверстниками) ребенок активен в любой интересной для него совместной деятельности. В отношениях со взрослыми он стремился к взаимопониманию, к получению одобрения себя, своих возможностей и достижений. Отношения с детьми строятся на основе личных симпатий, которые становятся более устойчивыми и глубокими. Чаще всего дети относятся к ровесникам более критично, чем к себе. Оценить другого легче, чем себя. 

Этот возраст неоценим для развития эмпатии, потому что ребенок уже самостоятельно может почувствовать эмоциональное состояние другого человека, посочувствовать ему и даже оказать помощь. В этом возрасте необходимо обратить внимание на развитие фонематического слуха и научить ребенка элементарному звуковому анализу слов. Это основа дальнейшего обучения письму и чтению.

 Ребенок начинает пользоваться грамматическим строем языка более свободно. Он усваивает типичные формы словоизменений и словообразований, а также запоминает исключения из правил (на основе многократных упражнений, но не объяснений правил). Наиболее распространенными ошибками грамматического строя являются следующие:

  употребление у существительных множественного числа родительного падежа окончаний –ев, -ов вместо нулевых окончаний или окончаний – ей. Например: «сапогов», а не «сапог», «карандашов», а не «карандашей»;

  неправильное согласование существительных и прилагательных из-за неверного употребления рода существительных, особенно среднего рода;

  употребление глагольных форм с чередованием звуков, например: «хочут» вместо «хотят»; 

смешение близких по значению приставок с распространенным значением, например: «вошел – вышел»; 

употребление несклоняемых имен существительных как склоняемых; пальто, какао, пюре, пианино, кино. 

Ребенку необходимы специальные упражнения, чтобы он усвоил сложные для него грамматические формы.

 В активном словаре ребенка имеются слова всех частей речи. Он уже четко ориентируется в видовых (столы, платья) и родовых (мебель, посуда) понятиях, кроме того, родовые понятия начинают дифференцироваться. Ребенок начинает использовать такие термины, как слово, звук, предложение. На любых занятиях давайте ребенку возможность самостоятельно высказываться. Помогите ему ввести в речь слова для конкретизации мысли (вот), для соединения структурных частей рассуждения (потому что, ведь), для обобщения сказанного (всегда, никогда).

 Обратите внимание на развитие всех сторон речи ребенка и не пытайтесь форсировать процесс обучения чтению. 

29 октября 2019 в 11:18

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.